Добро пожаловать
Поиск по сайту
Поискать на сайте
 
Навигация

Счётчики
Rambler's Top100
Яндекс цитирования

4.4.08 10:40 | Как говорить с детьми...о терроризме
Раздел: Выживание в экстремальных условиях | Автор: admin | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 2004

Захват заложников в школе, взрыв в вагоне метро... Сегодня сохранить позитивный взгляд на мир непросто даже взрослым.



Безопасность   собственной жизни. За последние де­сять лет мы утратили это ощущение. Едва ли не ка­ждая неделя приносит с собой годовщину теракта, хронику ко­торого  средства массовой ин­формации раз за разом восстана­вливают с пугающими подроб­ностями. Печальный календарь продолжает  пополняться:  информация о новых взрывах или захватах заложников попадает в каждый дом, где включен те­левизор, работает радио или подключен к интернету компью­тер. Полностью оградить от нее детей невозможно, да и едва ли нужно: лишая их права знать о  том, что происходит вокруг, мы рискуем не только создать у них искаженную картину мира, но и подвергаем их жизнь потен­циальному риску.

Детям приходится взрослеть в небезопасном мире. Как тревожные реалии наших дней влияют на них?

Ребенку, как и взрослому, жить в неспокой­ном  мире  тяжело:  пугающая информация заставляет нас ост­ро ощущать собственную уязви­мость,    некоторые    начинают бояться реальности, прятаться от нее. Однако для детей и под­ростков вопрос стоит еще бо­лее   остро:   они   испытывают жизненную   потребность  в импульсах для развития, ис­точником которых служит окру­жающий мир. Если же мир на­чинает восприниматься лишь как средоточие угрозы, то все когнитивные силы ребенка бу­дут расходоваться не на позна­ние и осмысление действитель­ности, а на защиту от нее. Страх перед реальностью может стать препятствием на пути их взрос­ления и развития.

К какой информации дети наи­более чувствительны?

Наибольший вред спо­собны нанести теленовости. Ре­бенку трудно абстрагироваться от видеоряда и осознать границу между тем, что он видит на экра­не, и своей повседневной жиз­нью. Поэтому в особенно острые моменты не стоит смотреть ин­формационные телепрограммы вместе с детьми. Вскоре после «Норд-Оста» многие родители жаловались на то, что у детей на­рушились сон и аппетит, появи­лись ночные страхи. Эти дети не были свидетелями или жертва­ми теракта - они лишь наблюда­ли за развитием событий по телевизору и стали их вторичными жертвами.

А если теракт произошел не в России, а, скажем, в США?

Между гео­графией терактов и количеством вторичных жертв существует прямая зависимость. Чем ближе к нашему дому происходит собы­тие, тем сильнее произведенный им психологический эффект: так, после «Норд-Оста» число вторичных жертв в Москве бы­ло гораздо больше, чем после бесланских событий. Однако это правило действует лишь применительно ко взрослым: если мы говорим о детях, то для них не так важно, где именно про­изошел теракт, - эта инфор­мация всегда воспринимается болезненно.

Вероятность стать очевидцем теракта все же сравнительно невелика. Нужно ли готовить ребенка к такой возможности?

Ребенок должен знать ал­горитм поведения в любой опас­ной ситуации - будь то пожар или теракт. Практические навы­ки помогут чувствовать себя бо­лее уверенно в случае встречи с опасностью. Кроме того, важ­но, чтобы ребенок понимал, что практически из любого сложного положения существу­ет выход: это знание очень моби­лизует. Еще важный момент -настроить ребенка на помощь, в том числе эмоциональную, тем, кто оказался рядом. Это от­влекает от собственных пережи­ваний, страха и создает атмосфе­ру общности.

В какой момент стоит начинать подобный разговор?

Нет смысла нагружать его избыточной информацией, опе­режая событие. Но если ребенок с ним соприкоснулся (например, увидел в новостях сюжет, по­священный теракту), разговор об этом необходим. Лучше отве­чать на конкретные вопросы -ребенок сам подскажет, что ему важно сейчас узнать.

Хорошо, если событие станет предметом семейного обсуждения. Ребенок поймет, что не он один тревожится и что взрослые, разделяя его чувства, тем не менее относятся к этой ситуации спокойно и по-делово­му. Стоит учитывать и особен­ности возраста: до пяти лет дети едва ли способны осознать, что такое террор. Поэтому можно не разделять в разговоре такие по­нятия, как «терроризм» и «вой­на». Можно сказать, например: «Плохие люди устроили войну». Для  детей  шести-девяти  лет подробные разъяснения тоже могут оказаться избыточными, поэтому лучше в игре обсудить, какие действия в критической ситуации будут правильными, а какие - нет, акцентируя внима­ние именно на практической стороне дела.

Иное дело подростки: у них уже есть чувство ответст­венности за себя и за окружаю­щих, а потому им необходимо понимать суть происходящего. С ребенком 11-15 лет стоит говорить о причинах и целях терроризма, о различных фор­мах терактов. Подросток спосо­бен принимать самостоятельные решения, поэтому так важно проговаривать и разные стра­тегии поведения в случае не­посредственного столкновения с террористами.

Какой совет  можно дать родителям, которые стремятся сохранить у детей позитивное отношение к миру?

Вожможно, взрослым прежде всего стоит обратить вни­мание на себя. Ведь мы неосоз­нанно заражаем собственными страхами своих детей. Разбери­тесь, что тревожит вас, и проана­лизируйте свое отношение к про­исходящему. Если вам удастся справиться со своими тревогами, очень может быть, что других усилий от вас и не потребуется: ребенок буквально из воздуха впитает позитивный взгляд на мир и научится радоваться жизни — несмотря ни на что.

 Разум против страха

Важно дать понять ребенку, что террористов мало -несравнимо меньше, чем обычных людей, уверен Александр Венгер. И их действия нацелены не на него.

«Ребенку важно объяснить: для того чтобы запугать нас, террористы выбира­ют особые места и даты, а на самом деле количество людей, которые страдают в результа­те взрывов или за­хвата заложников, несопоставимо с количеством тех, кто гибнет, к примеру, в автокатастрофах. Но при этом никто не боится ездить в автомобиле или в автобусе. Если мы разумные люди, то пристегиваемся и не садимся в машину к пьяному водителю. Иными словами, хорошо, если ребенок как можно раньше осознает, что для собственной безо­пасности необхо­димо соблюдать оп­ределенные прави­ла и в большинстве случаев этот прин­цип работает и по отношению к терро­ристам»

Там, где взрывы звучат каждый день

В Израиле, несмотря на постоян­ную террористическую опас­ность, дети растут в атмосфере спокойствия и эмоционального комфорта, рассказывают Елена Морозова и Александр Венгер. Это обстоятельство - заслуга ро­дителей, сумевших сформировать разумное отношение к терро­ризму. Другой важный момент -доверие к людям в форме: их ко­манды выполняются беспреко­словно, а само их присутствие вселяет уверенность. Кроме того, теракт воспринимается как об­щее горе, сплачивающее и мо­билизующее все насе­ление страны, - каж­дый человек знает, что ни при каких обстоя­тельствах не окажется с опасностью один на один. И наконец, все население Израиля проинструктировано о том, что делать в слу­чае теракта. Так, каж­дый израильский ребе­нок знает, как вести себя в случае даже минимальной угрозы.

1. Попытаться немед­ленно уйти как можно дальше от источника опасности.

2. Обратиться за помо­щью к взрослому, кото­рый вызывает доверие.

3. Выполнять то, что го­ворит взрослый, ока­завшийся рядом даже если это террорист.

Говорите ли вы на тему терроризма со своими детьми?

11% Нет, я не хочу их пугать.

16% Да, они должны быть в курсе того, что происходит в мире.

33% Я отвечаю на их пря­мые вопросы, но не завожу разговора об этом сам(а).

34% Я стараюсь дать им на­выки поведения в любой кри­тической ситуации - будь то пожар, наводнение или теракт.

7% Другое.

Поданным опроса, проведенного на  сайте psychologies.ru с 17 января по 2 февраля 2008 года

Подготовлено по материалам журнала Psychologies  / март  2008 при участии Елены Морозовой - детского патопсихолога, работающего с детьми и родителями, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях и Александра Венгера - доктора психологических наук, работающего с жертвами терракта в Москве, Беслане, Иерусалиме.

 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Выживание в экстремальных условиях
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Выживание в экстремальных условиях:
» ЗАДЕРЖАНИЕ МИЛИЦИЕЙ
» ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ
» Как справиться с волнением?
» ЖАЖДА
» Как вернуться наверх

5 последних статей раздела Выживание в экстремальных условиях:
» Как говорить с детьми...о терроризме
» Как справиться с волнением?
» Хулиганское нападение
» В подъезде
» Как вернуться наверх

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу

MyArticles 0.6 beta for RUNCMS: by RunCms.ru


Книжная Карусель

Реклама

Copyright © 2006 by Psychosafety group
RunCms Copyright © 2002 - 2017
- Free Opensource CMS System - 
- Click here to visit our mainsite! -
- Генерация страницы: 0.04451 секунд -